На открытом чемпионате Екатеринбурга мы встретили Ирину Хабарову, призера Олимпийских игр в Афинах, а ныне тренера спортклуба “Луч”. Сайт Тагилатлетикс попросил известную спортсменку ответить на несколько вопросов.
– В начале 2009 года вы объявили о завершении спортивной карьеры. Было ли у вас тогда желание попробовать себя в другой сфере, не связанной со спортом? Возможно, поступали какие-нибудь предложения?
– Особых предложений не было. Из другой сферы меня люди мало знают. И естественно, когда больше 30 лет посвятишь спорту, когда легкая атлетика является и работой, и хобби, и стилем жизни, уже сложно переквалифицироваться. К тому же, можно сказать, что я работаю по специальности: у меня диплом специалиста по физической культуре УГТУ-УПИ.
– На тренерской работе вы уже два с половиной года. Вы такой себе ее и представляли? Были ли для вас какие-то сложности, сюрпризы?
– Сюрпризов как таковых не было. Я давно в легкой атлетике, вижу, чем тренеры занимаются. Тем более, в 2000 году был момент, когда я целый год тренировала сама себя. Так получилось ,что с одним тренером я рассталась и на тот момент не видела никого, кто в Свердловской области мог бы готовить меня как спринтера. Вот и пришлось тренировать саму себя. Тогда Риф Борисович (Риф Табабилов, заслуженный тренер России, старший тренер спортивного клуба “Луч” – Прим. ред.) работал по контракту в Корее. Через год он вернулся, я напросилась к нему. И спасибо ему огромное, что согласился со мной работать, иначе таких достижений у меня, естественно, не было бы.
– А что для Ирины Хабаровой труднее: самой стоять в колодках или наблюдать за тем, как на старт выходят ваши воспитанники?
-Наблюдать сложнее. Потому что тут ты уже ничем помочь не можешь, свой адреналин употребить никуда не можешь. Когда сам тренируешься, ты пришел и выполняешь, что тебе тренер говорит. На соревнованиях – сосредоточен и делаешь то, что ты знаешь, умеешь. Все зависит только от тебя. Конечно, наблюдать эмоционально тяжелее.
– В вашей группе уже взрослые спортсмены. Вы сознательно не работаете с маленькими детьми?
– У Рифа Борисовича достаточно большая группа. Так как я долгое время во взрослом спорте, мне хотелось передать свои знания, свой опыт ребятам, с которыми я еще недавно тренировалась в одной группе. И потом, к сожалению, тренер у нас – не только тренер. Он и администратор, и менеджер, и бухгалтер. Одному сложно все контролировать, организационно-бытовые мелочи очень мешают тренировочному процессу. Поэтому мы с Рифом Борисовичем подумали и решили, что будем работать в паре. Тем более, у него были и те, кто 400 с барьерами бегает…
– Кажется, именно с этой дистанции вы начинали, когда пришли заниматься?
– Ну да… (улыбается). В свое время я бегала 400 с барьерами… Так что по школам я не ходила, детей не искала. У нас самая молодая – Настя Баздырева, 1992 года рождения. Все же у Рифа Борисовича и опыт, и авторитет огромный, поэтому люди приходят сами.
– Среди ваших воспитанников – мастер спорта, кандидаты в мастера спорта. При этом ваша дочь тренируется у другого тренера – Евгения Масаева. Почему вы сами не тренируете ее?
– Ну, во-первых, она изначально начинала тренироваться у Елены Масаевой (Евгений и Елена Масаевы – муж с женой, работают в паре, – Прим. ред.). То есть маленьких Елена Владимировна тренирует, а когда они подрастают, переходят к Евгению Робертовичу. Виктория пришла в легкую атлетику, когда училась в 5 классе. Пришла к Елене Владимировне, с которой мы вместе бегали в Викином возрасте. Мне нравится, как они тренируют. Во-первых, Масаевы хорошо знают юношеский, подростковый спорт, разбираются в этом. У меня же, как у тренера, нет опыта работы с детьми. Ну и во-вторых, наверное, не всегда хорошо, когда родители тренируют. Ребенок, мне кажется, не так прислушивается. А тут тренер сказал – делай.
– Бывает ли так, что вы вмешиваетесь в тренировочный процесс?
– Нет, я не вмешиваюсь. Иногда мы просто по-доброму, по-дружески обсуждаем с Евгением Робертовичем какие-то моменты. Тут у нас полный симбиоз, все нормально. Бывает, пока жду Вику с тренировки, посидим, пообщаемся. Вмешиваться – не вмешиваюсь, потому что тренер – он. Я – только мама.
– Виктория начала заниматься легкой атлетикой по вашей инициативе?
– До этого она у меня четыре года занималась конькобежным спортом, ей очень нравилось. У Вики подружка хорошая ходила на легкую атлетику. Моя тоже решила: хочу бегать. Тем более, и я тогда бегала. Вот так коньки поменяли на кроссовки.
– Ваша дочь побеждает на УрФО, становится призером российских соревнований. Громкая фамилия помогает или, скорее, мешает ей на беговой дорожке?
– Ну…(улыбается) Громкая фамилия… Громкая фамилия – это, например, Исинбаева…Нет, мне кажется, она ровно это воспринимает.
– А как часто вы сами тренируетесь?
– По мере возможности, пару раз в неделю. Где-то с ребятами выхожу, когда у них силовая тренировка, ОФП, бегаю иногда.
– Шиповки надеваете?
-Нееет! Зачем? Нет-нет, это уже лишнее. Да, существует ветеранский спорт. Мне часто задают вопрос на эту тему. По моему мнению, там, скорее всего, участвуют люди, которые, может быть, чувствуют, что они как-то недореализовались в свое время в спорте. И хотят еще побегать. А когда ты бежал на одном уровне и потом бегать совсем на другом – это не интересно. Опять какая-то цель должна быть. Если цель – фигура, то я и так могу спокойно позаниматься. А шиповки – нет, это уже лишнее для меня.
– Сейчас мы с вами находимся на стадионе «Динамо» – получается, единственном стадионе в городе-миллионнике, где еще возможно проведение соревнований по легкой атлетике…
– Да. У нас все обещают, обещают сдать центральный стадион. В итоге открытие опять перенесено, теперь уже на август. Но есть информация, что там тоже будет шесть дорожек, как и здесь, на «Динамо». А чтобы соответствовать всем стандартам, нужно восемь. То есть мы все равно не сможем принять серьезные соревнования: ни тот же УрФО, ни Россию, ничего!
– И еще один вопрос. Приходилось ли вам когда-нибудь выступать в Нижнем Тагиле?
– Ой….(задумывается) Это было очень-очень давно, году в 86-м. Видимо у нас тогда что-то со стадионом было, возможно, реконструкция. Выезжали в Тагил на тренировочный сбор. Мы жили в гостинице, прямо напротив вокзала. И там за вокзалом очень красиво трубы дымили разных цветов. И на подоконнике, сколько его не протирай, слой пыли. Конечно, у вас столько производств, столько всего. Почему-то больше всего это запомнилось. А стадион… Я даже не помню, куда нас возили.
– Спасибо за беседу.
Справка
Ирина Сергеевна Хабарова, 18 марта 1966, г. Екатеринбург.
Тренер по легкой атлетике СК “Луч”, работает в тандеме с Рифом Табабиловым.
Серебряный призер Олимпийских игр в Афинах в эстафете 4х100 м
Бронзовый призер Чемпионата мира в эстафете 4х100 м
Чемпионка Европы в эстафете 4х100 м, бронзовый призер Европы в беге на 100 м
Серебряный призер Кубка мира в эстафете 4х100 м.
Серебряный и бронзовый призер Кубков Европы в эстафете 4х100 м
Мировая рекордсменка в эстафете 4х200 м