Кубок мира по спортивной ходьбе прошел в Саранске. 19-летний тагильчанин Александр Иванов стал серебряным призером на дистанции 10 км среди юниоров.
Почти год Саша живет в столице Мордовии и тренируется у известного на весь мир Виктора Чёгина. Сейчас Александр Иванов находится в Нижнем Тагиле.
– Надолго в Тагил?
– Отпустили на неделю, но в любой момент могут вызвать.
– Как вы оказались в Саранске у Виктора Чёгина? Еще год назад вы жили и тренировались в Челябинске?
– Да, после школы я поступил в Уральский государственный университет физической культуры и переехал жить в Челябинск. Занимался в центре подготовки ходоков у Елены Сайко. Прошлым летом отобрался на чемпионат Европы, где занял шестое место. Потом меня увидел тренер Виктор Чёгин. Пригласил сначала на тренировочный сбор. Посмотрел на меня и говорит: «Давай продолжим работу». Сейчас тренируюсь у него.
– Вы выступали на чемпионате Европы, на Кубке мира. Где спортивная ходьба собирает больше болельщиков: за границей или у нас, в России?
– У нас, конечно. Например, на проходивший в Саранске Кубок мира пришло невероятное количество болельщиков. Если вы знаете, Саранск – это родина мировой ходьбы, этот вид там очень любят. Народу пришло очень много, поддержка огромная! Весь город вышел, пригород, даже дети из садиков…
– А вот интересно, Саранск ассоциируется со спортивной ходьбой, Санкт-Петербург – с техническими видами, а Тагил с чем?
– (Смеется.) С заводами, наверное.
– То есть, не спортивный город?
– Ну, не сказать, что не спортивный. Здесь есть спортсмены достаточно высокого уровня. Тут по чуть-чуть всего. Технических видов тут вообще нет, насколько я знаю. Ходьба тоже особо не развита.
– Может потому, что ходить негде?
-Тут и ходить негде, и нет тренера, который бы именно на этом виде специализировался. А может быть, просто дети не хотят – не нравится ходьба, не впечатляет.
– Какой город из трех для вас комфортнее: Нижний Тагил, Челябинск или Саранск?
– Как сказать? В Тагиле – родители, в Челябинске – тренер, который в меня много вложил за год – Елена Валентиновна Сайко, спасибо ей огромное. А в Саранске – там условия. Если в плане комфорта, то, конечно, Саранск. Тебе всё дадут. Оденут, обуют. Когда здесь тренировался, думал: где-то надо подзаработать, чтобы кроссовочки новые купить, еще что-то. А там полностью всё: экипировка, питание, сборы. Катаемся по всей России, проблем с перемещением нет. В общем, все сделано под ходьбу, созданы все условия, только тренируйся.
– На сайте Русатлетикс прочитала ваши слова после финиша на Кубке мира, где вы называете Саранск своим родным городом. Всё так серьезно?
– Это, кстати, вообще не мои слова (улыбается). На каких сайтах не посмотришь – везде по-разному написано. Тут где-то прочитал, что я из Москвы. Журналисты, конечно, спрашивают, но каждый город меня к себе старается приписать. А вообще у меня параллельный зачет: Челябинская область, Саранск.
– Если не секрет, призовой фонд на Кубке мира за серебряную медаль сколько составляет?
– За первое место, по-моему – 30 тысяч долларов, за второе – 15, за третье – не помню.
– То есть, вы заняли второе место и, соответственно, вознаграждение составило 15 тысяч?
– Ну да. Плюс российская зарплата, гранты.
– То есть, достигнув определенных результатов в легкой атлетике, можно хорошо жить и не думать о другом заработке?
– Да, можно жить. Но это тяжело очень. Работать нужно много. Но, в принципе, да, этим можно неплохо зарабатывать.
– Саша, а вы сознательно в ходьбу пришли? Понятно, что спортсмен и тренер в итоге останавливаются на том, что лучше получается, но изначально к чему стремление было? Может быть, мечтали спринт бегать или барьеры?
– Нет. Я знаю свой организм, знаю, что выносливость есть. Конечно, когда я только начал тренироваться, я и спринт бегал, и ходил. В общем, всё перепробовал. Меня Александр Петрович (Александр Петрович Сураев, тренер по легкой атлетике ДЮСШ «Юпитер», – Прим.авт.) на что поставит – я то и делал. А потом – только ходьба. Сейчас «десятку» пока хожу. В следующем году «двадцатка» будет. Вообще, Виктор Михайлович Чёгин намекает мне на то, что в будущем я буду ходить «полтинник».
– Ого!..
– Да. Вот еще год, ну два-три, а там уже и… Понятно, что тяжело будет, но когда было легко?
– Пока в Тагиле находитесь, посещаете тренировки?
– Да, к Александру Петровичу хожу. Но у меня сейчас, если можно так сказать, отдых. Вообще, для Саранска отдых – это одна тренировка в день, пять дней в неделю. То есть, нет такого периода, чтобы мы совсем ничего не делали. Конечно, непривычно было. Сейчас втягиваюсь в эту систему. А так обычно тренируемся по два раза в день.
– Тренировка в день отдыха – это сколько километров?
– Для ходоков – пять километров по 4,45 и ОФП где-то часик.
– А где вы живете в Саранске?
– На базе олимпийского резерва. Ольга Каниськина, Валерий Борчин, знаете? Тренируемся вместе.
– Общаетесь?
– Да. Там нет такого: олимпийский чемпион, не олимпийский чемпион, чемпион мира. Живем дружно. Когда приехал туда первый раз, у меня был шок. Как это так: через комнату живет Ольга Каниськина, там – Валерий Борчин, а там – Денис Нижегородов. Такие звезды, которых только по телевизору видишь. Но спортсмены – такие же люди, мы общаемся, тренируемся вместе. Барьера нет.
– Дисциплина жесткая? Система наказания существует?
– Да, там очень строго. Режим жесточайший. Физически очень тяжело. Бывает, такая усталость накопится, уже не можешь просто, но все равно нужно делать. Тренировку не сделаешь – тебя могут зарплаты лишить. Ты или пашешь, или можешь идти на все четыре стороны. Никто тебя там просто так держать не будет. Поблажек нет. Виктор Михайлович такой тренер – всех в кулаке держит. Опытный, очень много знает. Он хоть и строгий, но справедливый.
– На олимпиаду собираетесь?
– На олимпиаду пока не попадаю – у меня юниорский возраст. Сейчас вот с Кубка мира отобрался на чемпионат мира по юниорам.
– Когда?
– Пройдет 13 июля в Барселоне. Отдохну несколько дней и буду готовиться к чемпионату.
– С кем встречаетесь, когда сюда приезжаете? В Тагиле много друзей?
– Да, я поддерживаю связь с одноклассниками. В социальных сетях общаемся. А когда приезжаю, видимся, встречаемся. А так – стараюсь больше времени с семьей, с родителями проводить, к тете съездить, к бабушке. У меня почти все родные и друзья тут, на Гальянке, я учился в 40-й школе. А бабушка единственная в деревне Паньшино живет, это километров 50 отсюда.
– Кто из родных ваш самый активный болельщик?
– Меня и папа, и мама очень поддерживают. И Полинка, моя сестренка младшая. Тоже, кстати, сейчас пытается втянуться в легкую атлетику. Правда, у нее энтузиазм появляется, только когда я в Тагил приезжаю. Жаль, дома бываю редко… За этот год всего второй раз родителей вижу.
– Спасибо за беседу.