Успех ребенка в спорте зависит не только от его природных талантов, но и от профессионализма наставника, который на каждой тренировке ведет его к победам над собой.
Легких достижений здесь не бывает, и вырастить чемпиона даже из способного малыша – большой труд. Это как забег на длинную дистанцию, в котором одновременно участвуют родители, тренер и сам юный спортсмен.
Как помочь ребёнку войти в спортивный режим? Почему именно сегодня важно заниматься спортом? Какие ошибки допускают родители в воспитании детей? И какими должны быть первые шаги в спорте?
За ответами на эти вопросы мы обратились к Ольге Борисовне Дейнеко, мастеру спорта СССР по лёгкой атлетике, действующему тренеру-преподавателю спортивной школы «Юность».
Вопрос: Ольга Борисовна, в спорте вы уже 30 лет и все эти 30 лет работаете в «Юности». Изменились ли за это время дети? Каким вам видится поколение Альфа?
– Изменились, пожалуй, не дети, а родители и их подход к воспитанию. Современного ребёнка больше балуют, сильнее оберегают, многое стараются делать за него. Как результат, дети медленнее приучаются к самостоятельности. В спорте это мешает. Чем раньше родитель позволит ребенку принимать решения – как ему собрать сумку, что ему надеть и т.д. – тем быстрее ребёнок войдет в нужный режим.
В спорте преуспевают самостоятельные, решительные, понимающие дети. Вспомните, раньше ребенка легко отпускали во двор, у него была там своя жизнь, и это не только игры. Он быстрее проходил процесс социализации, учился общаться, брать на себя ответственность и принимать решения. Сейчас родители во многом контролируют детей, диктуют свои правила, где-то даже загоняют их в рамки.
А спортсмену нужна свобода, тогда он сможет работать над собой и показывать результат. Часто непослушные, энергичные, идейные дети быстрее добиваются побед, если при этом, конечно, выполняют стандартные требования спортивной дисциплины и рекомендации тренера.
Вопрос: Современный ребёнок буквально рождается со смартфоном в руке. Его в принципе непросто увлечь спортом. Как, на ваш взгляд, это влияет на его развитие?
– Привязанность к смартфону и зависимость от интернета – это своего рода деформация. Дети сегодня эмоционально перегружены из-за того потока информации, который направлен на их неокрепшую психику. Они становятся неуравновешенными, им сложнее собраться, организовать себя. Без гаджетов сегодня уже не обойтись, это особенность времени. Но чем их меньше в жизни ребёнка, тем он здоровее.
И ещё важный момент – от взаимодействия со смартфоном дети быстрее и проще получают удовольствие: не задалась игра – нажал кнопку и начал заново. В спорте удовольствие, победы, эндорфины – это результат регулярных тренировок. И это правильный сценарий, по которому будет строиться вся дальнейшая жизнь. Награде всегда предшествует работа.
Вопрос: В каком режиме сегодня проходят тренировки у воспитанников отделения спортивной подготовки по лёгкой атлетике?
– Если мы набираем самых маленьких, то они занимаются три раза в неделю по 2 часа. Как правило, это игровые тренировки. Во время таких игр мы прорабатываем общеукрепляющие и общеразвивающие моменты. В игре ребёнок способен осилить больший объём нагрузок, при этом психологически он как раз не перегружен. Мы могли бы дать ему задание кросс пробежать, но в младшем возрасте это неинтересно и менее эффективно.
Мы учим теорию: что такое лёгкая атлетика, низкий старт, линии и так далее. Есть обязательная заключительная часть, которая организуется по принципу ОФП (общая физическая подготовка) – это упражнения на развитие и укрепление организма ребёнка.
И повторюсь, как тренер я в первую очередь смотрю на самостоятельность ребёнка. Это очень важно. На начальном этапе ребята участвуют в соревнованиях по лёгкой атлетике, согласно их возрастной группе. Зачем это нужно? Чтобы ребёнок понимал, к чему стремиться. Дети приходят на соревнования, они видят, что такое лёгкая атлетика, получают свой первый опыт, свои первые медали. Для них это стимул к дальнейшему развитию.
Вопрос: Ребёнок только поступил в «Юность» и делает первые шаги в спорте. Что бы вы посоветовали ему и его родителям?
– Родители приходят в спортивную школу с определенным запросом, они чего-то ожидают от тренера. В этой ситуации главное, чтобы ожидания родителей, возможности тренера и возможности ребёнка сошлись в одной точке. Бывает, что мамы и папы хотят одного, ребёнок другого, а у тренера свои требования, ведь мы школа олимпийского резерва – здесь возникает нестыковка, непонимание и сопротивление, в этом случае сложно сработать на результат, который устроит всех.
Чтобы помочь ребёнку войти в режим и чего-то добиться, я бы посоветовала родителям прийти к нам в «Юность», познакомиться с тренером, обсудить задачи, узнать, чем живёт отделение, какие требования предъявляются к воспитанникам. Если родители хотят вырастить спортсмена, важно двигаться по этой дистанции в одном направлении с тренером, доверять ему. Это не означает, что мамы и папы должны постоянно быть на связи с тренером, но они должны прислушиваться к его рекомендациям по режиму, питанию, спортивной экипировке, следить за здоровьем ребёнка и его эмоциональным состоянием.
Тогда мы действительно сможем воспитать чемпиона или как минимум приложить к этому все усилия.